Иногда они возвращаются. Чтобы читатель принялся с
нетерпением ждать возвращения полюбившихся ему героев и фирменного
стиля автора, достаточного одного прочтения романа. За примером далеко
ходить не надо – для тех, кто отчаянно надеялся на новую историю о
мрачном сталкере Дезертире, выход «Сердца Дезертира» стал полной
неожиданностью и громом среди ясного неба. Но придя в себя и
ознакомившись с романом, фанаты удивились ещё больше – привычной
атмосферы первого «Дезертира» в нём не оказалось, а сам Никита
Нефёдов отодвинулся на второй план, освободив главные роли другим, не
менее интересным персонажам. Заинтригованный такой переменой в стиле и
сюжете, корреспондент GSC-Fan.com связался с единственным
человеком, который смог прояснить ситуацию по данному поводу – с
писателем-фантастом Алексеем Степановым, в реальной жизни
известный как Игорь Пронин. Наша справка
Московский прозаик и журналист Игорь Пронин родился в 1968 году в
Москве. Служил в рядах Советской Армии, учился в ВЗФЭИ на экономиста,
работал в банковской системе Москвы. Писать начал в 1998 году.
Прозаический дебют состоялся в 2002 году: повесть «Мао» (2002) обратила
на себя внимание как критиков, так и читателей. С этого момента Игорь
Пронин профессионально занимается литературной и журналистской
деятельностью. Является одним из лидеров писателей-фантастов «Нулевого
поколения» — тех, кто пришёл в литературу уже в новом веке. Перу
фантаста принадлежат книги «Свидетели Крысолова» (2004), «Паутина зла» в
соавторстве с Александром Прозоровым (2004), «Нашествие» (2005),
«Звёздные викинги» (2006). Под псевдонимом Норман Сеймон написал
несколько книг из серии «Мир пауков», под псевдонимом Алексей
Степанов — романы «Дезертир» и «Сердце Дезертира» из
цикла «S.T.A.L.K.E.R.». А вот что сам Игорь рассказывает о
себе: «Первые произведения, написанные на перфокартах сине-красным
карандашом, не сохранились. Ну и фиг с ними. В детстве хотел стать
пенсионером, потом артиллеристом (из нашей коммуналки был хороший вид на
МГУ), потом услышал про советских писателей. Вообще-то я был бы очень
хорошим советским писателем, и поэтому очень не люблю демократов,
либералов и прочую сволочь, испоганившую мне жизнь. Решив стать
писателем, учиться я, конечно, перестал, и подростковый алкоголизм
загнал меня в ИАЭ им. И. В. Кручатова, но к случившейся в Чернобыле
катастрофе отношения не имею, я работал там просто ленивой обезьяной.
Потом я много где работал ленивой обезьяной, даже служил ей два года.
Диплом приобрел в ВЗФЭИ, в рассрочку, с тех пор иногда рассуждаю про
экономику. Не слушайте. Трудился в банковской системе Родины лет
примерно десять, но большого урона ей не нанес. Покинул систему в
2002-ом году по причине ее полной моральной изношенности. Я не живу там,
где человек без петли на шее считается дикарем. Интернет-зависимость
средней тяжести с 1999 года, почти сразу же начались осложнения на
литературной почве. Вылечиться пока не удается, тем более что я вроде бы
профессиональный литератор. Хотя, если предложат хорошие деньги, то я
опять мог бы побыть немного ленивой обезьяной. Пишу все подряд, но
получается одна фантастика. Такова особенность моего яркого дарования:
возьмусь описывать «Жигули» — их никто не узнает. Приходится потом
править на «звездолет», и тогда всем сразу все понятно. Фантастика —
классный жанр. Помимо «Клуба русских харизматических писателей», я также
зиц-член редколлегии «Вечернего Гондольера» и еще ряда тайных обществ, в
том числе «Держащие свечу», «Лига забытых сириусянских биоргов» и
«Упивающиеся смертью». В комсомол вступал много раз, не приняли.
Комсоргов и вообще всех киборгов с тех пор не люблю. Мои книги продаются
в каждом магазине. Я очень крутой писатель, хотя этого никто не знает. В
ближайших творческих планах заработать кучу бабла. У меня есть жена и
дочка, я люблю пиво всегда, а водку под закуску, я очень хороший
человек, но с первого взгляда это не всем ясно, в свободное время я
обычно сплю, если не очень холодно. В общих чертах это все. А, еще:
Майор — это не звание, это фамильный титул». GSC-Fan.com: Добрый день, Игорь! Замечено, что
вы не щедры на интервью. С чем это связано, почему вы так скрытничаете?
Игорь Пронин:
Не то, чтобы я скрытничал, просто рассказывать особо не о чем. В
принципе, все в книгах – если будет, что добавить, напишу еще. От
интервью я, в принципе, не отказываюсь, если только это не связано с
какими-то неудобствами для меня, но и смысла в них особого не вижу.
Литературный текст должен быть интересен сам по себе, кем бы ни был
подписан. Вот его и надо бы обсуждать, вовсе не касаясь автора. Неважно,
о чем он там в процессе написания думал, что хотел сказать – важно, что
в итоге получилось. Ну и, конечно, иногда просто не хватает
времени. Остродефицитная штука это время. GSC-Fan.com: Какую цель вы ставите перед собой,
когда пишете? Игорь Пронин:
Рассказать историю о людях. А какие еще могут быть цели?
Идеологические? Ну, это не ко мне… Чисто эстетически, скажем, мне
нравится «имперская идея», но она только на бумаге хороша. А в
реальности люди только предполагают, располагают нашими жизнями совсем
иные силы. Оттого и сказано, что благими намерениями выложена дорога в
ад. Так что в творчестве я аполитичен абсолютно. История о
людях, вот и все. Желательно, конечно, чтобы и люди, и их история
понравилась читателям, но это уж как повезет. Говоря о целях,
могу только добавить, что, наверное, попутно ищу свое место в
литературе. У меня каждый текст – экспериментальный, я заранее не знаю,
что получится. Поэтому и оказываюсь в разных жанрах – то в фэнтези, то в
космоопере, то «в Зоне», а недавно про пиратов книжку сочинил. Это
интересно, да и не стоит торопиться «включать станок» – тогда труд
станет работой, а «работа» и «раб» однокоренные слова. GSC-Fan.com:
Помогает ли вам в творчестве богатый жизненный опыт? Игорь Пронин: Да я не считаю его
каким-то особенно богатым. Обыкновенный опыт, просто собирался
достаточно долго, сорок два года уже. Что-то накопилось, конечно… Самое
важное, наверное – я кое-что знаю о людях. Недостаточно, чтобы их понять
полностью, но кое-что знаю. Это важно, потому что «история о
людях» должна быть именно о людях, а не о картонках. Вообще для меня
важнее всего герой, персонаж, все остальное должно с ним «приключиться»
само собой. Героя надо как-то почувствовать, тогда он начнет жить и
реагировать на происходящее с ним индивидуально, сам потащит куда-то
сюжет. Поэтому я не в состоянии полностью написать книгу по задуманному
синопсису – герои неизбежно начнут вносить свои изменения. А
использовать вместо героев «функции» мне неинтересно. Это даже скучнее,
чем читать такого рода произведение. GSC-Fan.com:
Фантастику и тех, кто её любит, зачастую обвиняют в бегстве от
реальности. Справедливо ли подобное утверждение? Игорь Пронин: Ну, почему же сразу
«бегство»? Лучше сказать «отдых». Такую позицию тоже можно критиковать –
живем, мол, один раз, нет времени отдыхать от жизни… Но я бы не
разделял реальность и литературу в этом разрезе. Все, что мы читаем,
смотрим, слушаем, а теперь и играем – тоже наша жизнь. И пообщаться с
космодесантником Горбовским иногда приятнее, чем с некоторыми знакомыми
из «реальности». Так что все зависит от конкретного человека.
Кто-то и правда убегает, ему здесь скучно, хочется в мир бластеров и
звездолетов, или мечей и колдовства. Это, конечно, не выход… Но, с
другой стороны, так же убежать можно и в бизнес – а «деньги» ведь тоже
лишь малая часть реальности. И чертовски переоцененная. А еще можно
убежать в спорт, в секс, в филателию, в алкоголизм, в мир семейных
ценностей – бесконечное количество дорог. Так что ключевое слово –
«бегство». Убегать не надо, но и жить, не играя во всевозможные игры, не
получится – «жизнь игра, живи играючи». И еще: а что такое
«фантастика»? Телесериалы «за жизнь» имеют отношение к реальности
приблизительно такое же, как и серия «Сталкер». Или меньшее… Выпуски
новостей полны фантастики, а политика – не только в СНГ – это просто
феерически фантастический мир. Одним словом, нет никакой
реальности. Потому и убежать от нее нельзя. Вывод: бежать, но не «от», а
«к». Не знаю, к чему конкретно… Фаина Раневская сказала бы «из п…ы в
могилу», но я более оптимистичен. Я верю в продолжение сериала. GSC-Fan.com:
Каких писателей вы могли бы назвать источниками вашего вдохновения?
Игорь Пронин: В детстве
обожал фантастику, переводили у нас редко, но метко: Азимов, Кларк,
Шекли, Бредбери, Лем… Великие старики. Конечно, Стругацкие, в меньше
степени Ефремов, а Казанцева отчего-то сразу невзлюбил. На этом же фоне
шли Дюма, Лондон, Конан Дойль, Стивенсон, Марк Твен и вся честная
компания – книг в доме было много. К русской классике подобрался позже,
она у нас «серьезная», пичкать ей детей вредно. Зато теперь с
удовольствием перечитываю, да и относительно переводов стал тяготеть к
вещам «потяжелее». Не могу сказать, что меня вдохновляет, скажем, Камю,
но как знать… «Чума», скажем, тема интереснейшая и что-то такое начинает
крутиться в голове. Идеал книги на сегодня – «Моби Дик», вот
как надо рассказывать историю… И конечно, это фантастика, потому что
настоящие истории фантастичны. GSC-Fan.com:
Какому персонажу из ваших произведений вы симпатизируете больше всего?
Игорь Пронин: Не могу никого
выбрать. Я не пишу «про себя», у меня нет «авторского персонажа».
Мне нравится Хью Грамон, это фэнтезийный персонаж, толстый лысый
коротышка, высокопоставленный чин из «охранки». Он умный, умнее меня, и
для него нет нерешенных вопросов. Мне нравится Мао из моей первой
одноименной повести, смешной алкоголик-философ, наивный и умеющий
чувствовать мир как колыбель. Мне нравится Моника из «книжки про
пиратов», красивая и злобная стерва. Она забавная, потому что мне ничего
сделать не может, а я вот могу ее… Ой, чего только не может сделать
автор с персонажами. И да, мне нравится Дезертир, хотя в отношении к
нему много сочувствия. Он «вляпался» в печальную, по сути, историю,
которая ничем хорошим в финале ему не светит. GSC-Fan.com: Расскажите, с чего
началось ваше участие в литературном проекте S.T.A.L.K.E.R.? Как вы
оказались к нему причастны?
Игорь Пронин: Меня
позвал Орехов, за что ему огромное спасибо с кисточкой. Позвонил и
сказал: поедем в Киев, в творческую командировку! И конечно, я поехал, и
еще Калугин поехал, и было нам весело, хотя что такое «S.T.A.L.K.E.R.» я
тогда толком не понял – игры еще не было, просто много говорили о том,
какой она будет. Потом мы все вернулись, отдышались, всмотрелись
в скриншоты и каждый придумал Зону, и написал о ней книгу. Это было
интересно, но когда потом S.T.A.L.K.E.R. выпрямился во весь свой
богатырский рост, я был поражен. Просто не готов оказался к тому, что
проект окажется таким успешным. С тех пор, именно благодаря
S.T.A.L.K.E.R., наша фантастика сильно изменилась и процесс, скорее
всего, еще только в начале. GSC-Fan.com:
Главный герой ваших книг в "Сталкере" – дезертировавший солдат Никита,
не выдержавший издевательств со стороны дембелей и ушедший в Зону. Как
считаете, побег из войсковой части помог ему стать героем или наоборот,
оказался для него лишь дополнительным препятствием? Игорь Пронин: Дезертир не может
быть героем в эпическом понимании этого слова. Никита – беглец, жертва
обстоятельств, которым не смог противостоять. Причин тому много, есть и
субъективные, и объективные. И дальше он не выбирал себе судьбу, а лишь
продолжал бежать, уворачиваясь от людей и чудовищ. Лишь в конце книги
Никита понял, такое бегство может оказаться вечным и решился повернуться
к врагу лицом. Но его врагом к тому времени стала сама Зона. GSC-Fan.com: После выхода
"Дезертира" читатели надеялись, что продолжение романа будет, но его так
и не последовало. Однако внезапно вышедшее "Сердца Дезертира" показало,
что вы передумали. Что заставило вас спустя несколько лет вернуться к
похождениям Никиты Нефёдова? Игорь Пронин:
Продолжения «Дезертира» не было, потому что меня увлекли иные дали –
телесериальные, например. Тем более, что у большинства читателей и
авторов утвердился иной образ Зоны, не похожий на мой. Времена
изменились, появилось время, я написал продолжение… Но теперь попытался
немного «подстроиться» под уже обжитую множеством коллег Зону. Я ведь
уже говорил: у меня каждый текст – эксперимент. Посмотрим, что из этого
выйдет. GSC-Fan.com:
Судя по отзывам фанатов, стиль в "Сердце дезертира" заметно отличается
от того, который полюбился им в оригинальном "Дезертире". Чем объясните
такую резкую смену? Игорь
Пронин: Вот это оно и есть, попытка сделать иначе. Оттого и
герой другой – не мрачноватый, ведущий вечную войну с Зоной Дезертир, а
сталкер-неудачник Рябой. Для Рябого эта война совершенно чужда и
неинтересна. Он просто обитатель Зоны, это его естественная среда. Стиль
потребовался другой – полегче, как и философия Рябого. GSC-Fan.com: Как протекал
творческий процесс написания "Дезертира" и его сиквела? Вы были
абсолютно свободны при создании этих книг или придерживались
исключительно базовой концепции игры S.T.A.L.K.E.R.? Игорь Пронин: Базовой концепции
нужно было придерживаться, конечно, вот только при написании «Дезертира»
вся она уместилась бы на половине странички. Другое дело – теперь…
Хотя, конечно, никто не требует от меня полного соответствия «Зоне»
Орехова, скажем. Это я попытался стать ближе. Правильное это было
решение или нет – время покажет. Мне было интересно. GSC-Fan.com: Обращались ли вы к
другим авторам серии за консультациями, пока работали над романами в
S.T.A.L.K.E.R.? По крайней мере, в "Сердце Дезертира" чувствуется, что
многими советами с вами делился Василий Орехов. Игорь Пронин: Василий Орехов черта с
два будет с кем-нибудь чем-либо делиться! У него можно только стянуть
что-нибудь, пока он не видит. То же касается и всех остальных. Коллеги у
меня жадные: придумают аномалию, и вставят ее непременно в свою книжку,
а не в мою… GSC-Fan.com:
У вас есть какие-то замечания к оформлению ваших романов? Как вы
отнеслись к тому, что "Сердце Дезертира" вышло в столь нелюбимой многими
мягкой обложке? Игорь Пронин:
Мне тоже не по душе мягкие обложки. Но существует какой-то общий тренд,
вспомним хоть проект «Этногенез». Я, честно говоря, не близок к
издательской кухне – каждый должен заниматься своим делом. Поэтому
претензий к издателям у меня нет. GSC-Fan.com:
Вам доводилось видеть и, вероятно, читать немецкое издание вашего
"Дезертира"? Как вы его оцениваете? Пользуется ли он успехом в Германии?
Игорь Пронин:
Да, я прочел несколько слов. Попадались знакомые: «soldaten»,
«deserteur»… Тем не менее, оценить качество перевода представляется для
меня затруднительным. Будем надеяться, что «немецкое качество» не
подведет. Для меня этот перевод – просто символ. Символ того,
что цели надо ставить масштабные… Ничего невозможного в принципе не
существует. Успех в Германии желателен, но рассчитывать на него трудно –
там иной рынок, там иной «культурный контекст», а «Дезертир» все же
выстроен на наших, постсоветских реалиях. GSC-Fan.com: Чьи книги из цикла S.T.A.L.K.E.R. вы
смогли прочесть, и какие вы можете отдельно выделить? Игорь Пронин: Без комментариев. Я
всех люблю. Писатели-фантасты – это же единый цех! Да еще «бригада
S.T.A.L.K.E.R.»… Выделишь кого-то, так сперва мне темную устроят, а
потом и ему. Да и не так много книг я прочел, как хотелось бы… Чехов вон
стоит недочитанный, а времени совсем нет. GSC-Fan.com: Вы поддерживаете общение с кем-либо
из участников серии "Сталкер"? С какими писателями знакомы лично?
Игорь Пронин: Стараюсь
общаться. В основном, конечно, на конвентах – вот кстати, уезжал с
группой коллег в Харьков, на «Звездный Мост». Ну, и в остальное время
иногда удается встречаться… Хотя по большей части общение электронное.
Но главное – конвенты, именно благодаря им и «сплотились ряды» нашей
фантастики. Так что я знаком со многими, перечислять нет смысла. А с кем
не знаком – буду рад познакомиться, дело хорошее. GSC-Fan.com: Возможно ли появление
ваших новых романов в проекте S.T.A.L.K.E.R.? Есть какие-нибудь идеи и
мысли для грядущих произведений? Игорь
Пронин: Возможно, но пока это все, что я могу сказать. Надо
еще посмотреть, что получится с «Сердцем Дезертира», а уже потом
появятся (или нет) идеи и мысли. GSC-Fan.com:
Вам самому по душе писать книги для мультимедийного проекта?
Постапокалиптическая тематика не кажется вам приевшейся? Игорь Пронин: Приедается не
тематика, а одинаковость созданных на ее фоне произведений. Шаблоны,
штампы, «ожиданные повороты» сюжета… Но любую тематику можно и
развернуть поинтереснее, и «вывернуть» нестандартно. Вампиры или
постапокалипсис – это же только фон. Ну и, самое главное, хороших книг
никогда не будет слишком много, дефицит на них был, есть и останется –
как и на все хорошее. Перепроизвести можно только дерьмо. А если задача
все же написать книгу хорошую, то какая разница, в рамках проекта
работаешь или нет? Мультимедийный он или чисто литературный? Пока это
интересно, а тема близка – все в порядке. Вот в проекте, скажем, «Дарья
Донцова» (условно) я бы, наверное, не смог участвовать. Хотя вот сказал и
задумался… Тот еще был бы «эксперимент». GSC-Fan.com: Уделяете ли вы внимание
компьютерно-игровой индустрии? Бывало ли такое, что, засев в
какой-нибудь игре, вы не могли уже оторваться? Что вы думаете об играх
серии S.T.A.L.K.E.R., какие плюсы и минусы вы для себя обнаружили?
Игорь Пронин: Времени,
времени не хватает. Компьютерные игры становятся, или даже уже стали, не
только индустрией, но и видом искусства. И надо бы мне присмотреться к
ним получше… Но времени пока не хватает. Мне нравится
S.T.A.L.K.E.R., но это и все, что я могу сказать – игрок из меня не
авторитетный, «часов» нагулял немного. Вот дождусь планового обновления
«конопутерного парка», и тогда обязательно займусь плотнее этой часть
реальности. GSC-Fan.com:
Игорь, что вы можете в заключение сказать своим читателям и поклонникам
"Сталкера"? Игорь Пронин:
Живите разнообразно! Все ухватить нельзя, «седалища не хватит», но и
запираться в чем-то одном тоже не стоит. S.T.A.L.K.E.R. хорош, но и
Чехов неплох. Он даже гениален, этот Чехов! Но и в Степанове что-то
можно найти ***
Мы присоединяемся к пожеланиям Игоря, благодарим его за беседу и
желаем писателю дальнейшего успеха во всех сферах его бурной
деятельности! И Алексею Степанову тоже
Автор статьи благодарит Василия Орехова за помощь в организации
интервью. Автор: Вячеслав Мурыгин |